«Царство мрака и сумасшествия». Взгляд изнутри на проблемы современной Российской школы.

В первую очередь автору данной статьи проблемы современной школы знакомы не понаслышке. В школе я отработал после завершения обучения на специалитете, в 2012 году, девять долгих лет.  

Мне с лихвой хватило повседневных наблюдений чтобы у меня сформировалась зрелая мировоззренческая позиция исключающая какие бы то ни было иллюзии того с чем приходится иметь дело.                                   

По моему глубокому убеждению, современная российская школа переживает не просто период решения сложных проблем стоящих перед ней на современном этапе, Она находится в состоянии стагнации и полного угасания всякого творческого начала.  Это предсмертная агония всего воспитательного и учебного процесса прикрывающегося красивым словосочетанием системно  деятельностный подход. В среде педагогов данный подход получил меткое прозвище системно деятельностный птичий язык.                                               

За что педагоги критикуют данную систему.  Идеал подразумевает - что вы выстроите такую систему знаний умений навыков по определенной научной схеме, что сумеете воспитать современных детей и помочь им обрести доброе и вечное. Что вы должны вырастить из них современных образованных патриотов России.                          

Но, как часто бывает, невозможно вместить в формат 45 минутного урока, идеи технологической   карты. Почему? Проблема теории современного образования в её узости педагогического академического лексикона оторванного от насущных потребностей детских душ.      

За последние 30 лет практически не произошло, каких либо существенных прорывов в области фундаментальной педагогической мысли. В итоге, получается то, что учитель, что- то пытается донести продвинутым деткам, а те его не слышат. Они современные школьники живут теми понятиями современной российской действительности, которые их окружают. 

Ошибочность такого подхода основана на расхожем представлении, что устойчивые нравственные советские ценности, которые  сохранились благодаря героическому сопротивлению нашего народа в девяностые годы, они эти ценности устойчивы сами в себе. Эти ценности пропитаны кровью и потом ушедших и нынешних поколений.                                                     

В чем же заключаются подвох и ошибочность данной позиции. Базовые советские нравственные принципы государственного и гражданского устроения проявились и сформировались в результате тех производительных отношений, которые  были интересны в обществе, где исчезли классы антагонистов.                                   

Матрица сознания советского гражданина принимала и культивировала в повседневной жизни то, что быть полезным миру его свободного советского человека. Мир такого человека, гражданина исключал идеи расового превосходства, религиозной исключительности, национального шовинизма.

После развала СССР и по сей день внедренная с запада  пятая колонна через интеллектуальные конструкты  СМИ продолжала каждодневно изменять сознание российского человека враждебными для него растлевающими повседневную действительность идеями такими как: низкопробные ток шоу, фильмы воспевающие подвиги банкиров, менеджеров, торгашей, женщин с пониженной социальной рамкой, похабные зрелищные разборки с привкусом мочи и крови сдабриваемые разговорами о пользе социал - дарвинистской этики.    

Хочется напомнить, что данная этика позволила сформировать из немцев после поражения в первой мировой войне сплоченное « племя»  армию воинов – убийц. Российские школьники видят эту дихотомию.             

Столкновение разных мировоззренческих ценностей и невозможность, каким либо образом примирить трудно примиримое способствуют тому: что современные школьники как участников учебного процесса, попадая под влияние ложных ценностей со временем, становятся черствыми, агрессивными, похотливыми существами в которых животное начало является доминирующим. 

Примеры  успешных людей  в современной России  это примеры тех кто с максимальной выгодой для себя использовал продуктивно эти возможности своего животного начала: например Ходорковский и Березовский делали карьеру идя по головам сослуживцев, подставляли одноклассников, произвели успешный буллинг.        

Есть и положительные примеры среди подрастающего поколения школьники, для которых альтруизм, жертвенность, целомудрие не пустой звук. Но, как правило, такие школьники не  являются подавляющим большинством в своих классах и школах. Как правило, такие дети бывают либо из семей мигрантов, семей религиозных, либо из семей, по инерции продолжающих чтить советские ценности.                                     

Основная масса школьников особенно с 5 по 11 класс подвержена успешному внедрению в сознание современного юного гражданина голливудской зрелищной и иной массовой поп культуры.                    

Посмотрите голливудский фильм про американскую школу «Дряные девчонки» - это уже наша реальность. Школьные чмошники и лузеры «элита» подростковая, групповая сегрегация на переменах и в столовых, учителя с битами отбивающиеся от «уродов», охрана на входе все это стало суровой реальностью нашей школы.               

Как в такой ситуации поступают родители законные представители учеников. Родители тоже часто не понимают своих детей и не умеют с разумно  - строгой добротой ограничивать прихоти своих чад, а где надо может быть и сделать необходимое внушение по поводу подчас не всегда разумного поведения. Не могут по тому что  воспитывались в системе иных ценностей, качественно отличающихся от ценностей современных, не могут так как погружены в полностью в работу  на которой до изнеможения сил вынуждены пахать.                                                                           

Из воспитательного процесса практически полностью исключено в основной своей массе пожилое поколение, которое должно пахать до пенсии, так как имеющиеся пенсии не позволяют им должным образом заняться воспитанием подростков.            

Жесткие условия работы, нездоровая моральная атмосфера в обществе все более вынуждает родителей с одной стороны полностью перекладывать воспитание своих детей на школу, с другой стороны как часто это бывает пытаться оправдывать своего ребенка, даже если он и не прав.    

Родитель часто приходит с намерением поставить учителя на место. С его стороны звучит позиция, что вы не учитель если не можете найти подход к ребенку. Хочется спросить а как к нему найти подход если вы изначально формируете из своего ребенка нарцисса, эгоиста потакая его отвратительному поведению и не желанию выполнять те требования, которые установлены в учебных предметных программах?

Данная позиция мне тоже понятна. Позиция складывается из определения образования как услуги. Понятие образования как услуги, на мой взгляд более обширное. Почему же понятие образование как услуги исторически приобрело негативный окрас это не предмет данной статьи. Но что хотелось бы отметить например что сужение понятия привело к тому что определения роли учителя в школе  скатилось до понятия обслуживающего персонала.                                                       

Но эта трактовка изначально не верна. Не может образование являться просто услугой. Изначально образование переводится с греческого  как эйкос -  образ. То есть образование сочетает в себе воспитание, научение и наставление. На современном педагогическом языке индивидуализация, актуализация и социализация.  

Говоря еще проще учитель в школе должен уметь помочь усвоить знания, подготовить учащегося к тому, чтобы он их применил и адаптировать к жизни в социуме в среде себе подобных.                    

Понятие услуги и сохранение конфликта старых и новых нравственных установок приводит к отрицательной дистанции между педагогами, пытающимися уйти от конфликтов и учащимися, провоцирующими учителей на конфликты, в том числе и во время учебного процесса; борьбой между внутришкольными молодежными группировками.                                               

Узкое понятие услуги  является уязвимым еще и по тому, что принцип России как социального государства постулируемый властями реально является номинальным в государстве. Не всегда считается  должным у наших депутатов вбить в статьи расходов расходы на существенное обеспечение материальной базы обслуживания школ и поддержание школ в надлежащем материально техническом состоянии.                             

Такие вопросы как оплата за наем охраны, оплата труда уборщиц ложится на плечи родителей, и не каждый родитель считает нужным выделить денежные средства на содержание школы, как объекта, в которой учатся его дети. Не желание платить «за учебу» возникает у родителя либо как протест у нас образование бесплатное и поэтому государство должно эти вопросы оплачивать, либо бывают ситуации, когда каждая копейка на счету. А если еще семья многодетная, то такие родители могут себе позволить из принципа не платить, потому что самим деньги нужнее. В таких непростых условиях приходится действовать администрациям школ, выбивая на школу секвенции и иные виды субсидирования.         

Учитель в новой педагогической реальности сформировался личностью не полагающийся ни на чью поддержку рассчитывающий исключительно только на себя. Объем отчетности, выполняемой  учителем предметником, учителем у которого есть классное руководство, год от года возрастает.                  

Постоянная усложняющаяся учебная терминология, требования фгосов предъявляемые  учителям для получения категории приводят к ускорению педагогического выгорания на работе. Учитель, в таких предложенных обстоятельствах желая, уйти от проблем, отстраняет себя от творчества в работе, его работа становится со временем все более монотонной и формальной.

Проблема достойного вознаграждения за нелегкий учительский  является достаточно актуальной и продолжает существовать на момент написания данной статьи. Ведь ставка учителя 18 часов. Часто педагогам не хватает оплаты за свои часы по ставке, и они вынуждены брать 2-2,5 ставки. В таких условиях становится понятно, что профессия педагога долго еще не будет являться престижной.       

В своих коллективах педагоги обособлены, сплоченных коллективов нет,  профсоюзное движение плохо отлажено. И часто в ситуации, когда возникает недопонимание, педагог бывает представлен сам себе. Защитить гонимого педагога некому. Тогда он превращается в одинокого рыцаря борющегося за правду.  

В данной статье я постарался осветить основные ключевые проблемные зоны, в которых находится современная школа. 

Может ли как Мюнхаузен наша школа выбраться из того болота в которое  она оказалась загнанной решать вам. Моя позиция принципиальная. У современной российской школы нет будущего, если в обозримом времени кардинально ничего не изменится.

Учитель Дмитрий Овчаренко

школа

Comments

Очень интересно, ждем описания других проблем и более углубленного разбора вопроса нагрузки школьных преподавателей. Сколько в часах составляют те самые 2-2.5 ставки и сколько учитель получает за отработанные часы.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
1 + 0 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.